Четверг, 28.03.2024, 17:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека Марксизма Ленинизма
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Выпуск 1-О равенстве. [5]
Выпуск 2-ЗАДАЧИ РЕВОЛЮЦИИ. [6]
Выпуск 3-МАРКСИЗМ [11]
Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ [11]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Главная » Статьи » Ленинская Искра

В разделе материалов: 33
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 »

В.И.Ленин

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В НАШЕЙ ПРОГРАММЕ

В проекте партийной программы мы выставили требова­ние республики с демократической конституцией, обеспе­чивающей, между прочим, «признание права на самоопреде­ление за всеми нациями, входящими в состав государства». Такое  программное  требование  многим  казалось  недо­статочно ясным, и в №33 «Искры», говоря о манифесте армян­ских социал-демократов, мы объяснили значение этого пункта следующим образом. Социал-демократия всегда будет бо­роться против всякой попытки путем насилия или какой бы то ни было несправедливости извне влиять на национальное самоопределение. Но безусловное признание борьбы за свободу самоопределения вовсе не обязывает нас поддерживать всякое требование национального самоопределения. Социал-демократия, как партия пролетариата, ставит своей положительной и главной задачей содействие самоопределению не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности. Мы должны всегда и безусловно стремиться к самому тесному соединению пролетариата всех национальностей, и лишь в отдельных, исключительных случаях мы можем выставлять и активно поддерживать требования, клонящиеся к созданию нового классового государства или к замене полного политического единства государства более слабым федеративным единством и т.п.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 839 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Написано в феврале — мае 1914 г.

Напечатано в апреле —июне 1914 г.

в журнале «Просвещение» №№4,5и6����������� 

 Печатается по тексту журнала

Подпись  В. Ильин

Параграф девятый программы российских марксистов, говорящий о праве наций на самоопределение, вызвал в последнее время (как мы уже указывали в «Просве­щении») целый поход оппортунистов. И русский ликви­датор Семковский в петербургской ликвидаторской газете, и бундовец Либман, и украинский национал-социал Юркевич — в своих органах обрушились на этот параграф, третируя его с видом величайшего пренебрежения. Нет сомнения, что это «нашествие двунадесяти языков» оппор­тунизма на нашу марксистскую программу стоит в тесной связи с современными националистическими шатаниями вообще. Поэтому подробный разбор поднятого вопроса представляется нам своевременным. Заметим только, что ни единого самостоятельного довода ни один из назван­ных оппортунистов не привел: все они повторяют лишь сказанное Розой Люксембург в ее длинной польской статье 1908—1909 года: «Национальный вопрос и автономия». С «оригинальными» доводами этого последнего автора мы и будем чаще всего считаться в нашем изложении.

 

1. ЧТО ТАКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИЙ?

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 1407 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНКРЕТНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

 

Безусловным требованием марксистской теории при раз­боре какого бы то ни было социального вопроса является постановка его в определенные исторические рамки, а затем, если речь идет об одной стране (например, о национальной программе для данной страны), учет конкретных особен­ностей, отличающих эту страну от других в пределах одной и той же исторической эпохи.

Что означает это безусловное требование марксизма в применении к нашему вопросу?

Прежде всего оно означает необходимость строго разде­лить две, коренным образом отличные, с точки зрения на­циональных движений, эпохи капитализма. С одной сто­роны, это —эпоха краха феодализма и абсолютизма, эпоха сложения буржуазно-демократического общества и государства, когда национальные движения впервые ста­новятся массовыми, втягивают так или иначе все классы населения в политику путем печати, участия в предста­вительных учреждениях и т. д. С другой стороны, перед нами эпоха вполне сложившихся капиталистических госу­дарств, с давно установившимся конституционным строем, с сильно развитым антагонизмом пролетариата и буржуа­зии, — эпоха, которую можно назвать кануном краха капитализма.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 889 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

3. КОНКРЕТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В РОССИИ И ЕЕ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

 

...«Несмотря на растяжимость принципа «право наций на само­определение», который является чистейшим общим местом, будучи, очевидно, одинаково применимым не только к народам, живущим в России, но и к нациям, живущим в Германии и Австрии, Швей­царии и Швеции, Америке и Австралии, мы не находим его ни в одной программе современных социалистических партий»...

Так пишет Роза Люксембург в начале своего похода против § 9 марксистской программы. Подсовывая нам пони­мание этого пункта программы, как «чистейшего общего места», Роза Люксембург сама именно в этот грех и впа­дает, заявляя с забавной смелостью, будто этот пункт «очевидно, одинаково применим» к России, Германии и т. д.

Очевидно, — ответим мы,—что Роза Люксембург ре­шила дать в своей статье собрание логических ошибок, которые годятся для учебных занятий гимназистов. Ибо тирада Розы Люксембург— сплошь бессмыслица и на­смешка над исторически-конкретной постановкой вопроса.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 785 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

4. «ПРАКТИЦИЗМ» В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

 

С особенным усердием подхватили оппортунисты тот довод Розы Люксембург, что § 9 нашей программы не содер­жит в себе ничего «практического». Роза Люксембург так восхищена этим доводом, что мы встречаем иногда в ее статье по восьми раз на странице повторение этого «лозунга».

§ 9 «не дает — пишет она — никакого практического указания для повседневной политики пролетариата, никакого практического разрешения национальных про­блем».

Рассмотрим этот довод, который формулируется еще так, что § 9 либо не выражает ровно ничего, либо обязы­вает поддерживать все национальные стремления.

Что означает требование «практичности» в националь­ном вопросе?

Либо поддержку всех национальных стремлений; либо ответ: «да или нет» на вопрос об отделении каждой нации; либо вообще непосредственную «осуществимость» нацио­нальных требований.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 849 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

5. ЛИБЕРАЛЬНАЯ БУРЖУАЗИЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОППОРТУНИСТЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

Мы видели, что одним из главных своих «козырей» в борьбе против программы российских марксистов Роза Люксембург считает такой довод: признание права на самоопределение равняется поддержке буржуазного нацио­нализма угнетенных наций. С другой стороны, говорит Роза Люксембург, если понимать под этим правом только борьбу против всякого насилия по отношению к нациям, то особый пункт программы не нужен, ибо социал-демократия вообще против всякого национального насилия и неравноправия.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 1009 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

6. ОТДЕЛЕНИЕ НОРВЕГИИ ОТ ШВЕЦИИ

Роза Люксембург берет именно этот пример и рассуждает по поводу его следующим образом:

 

«Последнее событие в истории федеративных отношений, отде­ление Норвегии от Швеции, — в свое время торопливо подхваченное социал-патриотичной польской печатью (см. краковский «Напшуд») как отрадное проявление силы и прогрессивности стре­млений к государственному отделению, — немедленно превратилось в разительное доказательство того, что федерализм и вытекающее из него государственное отделение отнюдь не являются выражением прогрессивности или демократизма. После так называемой норвеж­ской «революции», которая состояла в смещении и удалении из Норвегии шведского короля, норвежцы преспокойно выбрали себе другого короля, формально отвергнув народным голосованием проект учреждения республики. То, что поверхностные поклонники всяких национальных движений и всяческих подобий независи­мости провозгласили «революцией», было простым проявлением крестьянского и мелкобуржуазного партикуляризма, желания за свои деньги иметь «собственного» короля вместо навязанного швед­ской аристократией, а следовательно было движением, не имеющим решительно ничего общего с революционностью. Вместе с тем эта история разрыва шведско-норвежской унии снова доказала, до какой степени и в данном случае федерация, существовавшая до тех пор, была только выражением чисто династических интересов, а следовательно, формой монархизма и реакции» («Пшеглонд»).

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 1114 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

7. РЕШЕНИЕ ЛОНДОНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА 1896-ГО ГОДА

 

 

Решение это гласит:

 

«Конгресс объявляет, что он стоит за полное право самоопреде­ления всех наций и выражает свое сочув­ствие рабочим всякой страны, страдающей в настоящее время под игом военного, национального или другого абсолютизма; конгресс призывает рабочих всех этих стран вступать в ряды сознательных (сознающих интересы своего класса) рабочих всего мира, чтобы вместе с ними бороться за преодоление между­народного капитализма и за осуществление целей международной социал-демократии».

 

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 848 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 8. УТОПИСТ КАРЛ МАРКС

И ПРАКТИЧНАЯ РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ

Объявляя «утопией» независимость Польши и повторяя это до тошноты часто, Роза Люксембург иронически вос­клицает: почему бы не ставить требование независимости Ирландии?

Очевидно, «практичной» Розе Люксембург неизвестно, как относился К. Маркс к вопросу о независимости Ирландии. На этом стоит остановиться, чтобы показать анализ конкретного требования национальной независимо­сти с действительно-марксистской, а не оппортунистиче­ской точки зрения.

Маркс имел обыкновение «щупать зуб», как он выра­жался, своим знакомым социалистам, проверяя их созна­тельность и убежденность. Познакомившись с Лопати­ным, Маркс пишет Энгельсу 5 июля 1870-го года в высшей степени лестный отзыв о молодом русском социалисте, но добавляет при этом:

... «Слабый пункт: Польша. По этому пункту Лопатин говорит совершенно так же, как англичанин — скажем, английский чартист старой школы — об Ирландии».

Социалиста, принадлежащего к угнетающей нации, Маркс расспрашивает об его отношении к угнетенной нации и сразу вскрывает общий социалистам господствующих наций (английской и русской) недостаток: непонимание их социалистических обязанностей по отношению к на­циям подавленным, пережевывание предрассудков, пере­нятых от «великодержавной» буржуазии.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 1497 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.Ленин
 
О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 9. ПРОГРАММА 1903 ГОДА

И ЕЕ ЛИКВИДАТОРЫ

Протоколы съезда 1903 года, принимавшего программу российских марксистов, сделались величайшей редкостью, и громадное большинство современных деятелей рабочего движения не знакомо с мотивами отдельных пунктов программы (тем более, что далеко не все из относящейся сюда литературы пользуется благами легальности...). Поэтому остановиться на разборе интересующего нас во­проса на съезде 1903 г. необходимо.

Отметим прежде всего, что, как ни скудна русская социал-демократическая литература, относящаяся к «праву наций на самоопределе­ние», все же из нее совершенно ясно видно, что понималось это право всегда в смысле права на отделение. Гг. Семковские, Либманы и Юркевичи, сомневающиеся в этом, объявляющие § 9 «неясным» и т.п., только по крайнему невежеству или беззаботности толкуют о «неясности». Еще в 1902-м году в «Заре» Плеханов, защищая «право на самоопределение» в проекте программы, писал, что это требование, не обязательное для буржуазных демокра­тов, «обязательно для социал-демократов». «Если бы мы позабыли о нем, или не решились выставить его, — писал Плеханов, — опасаясь затронуть национальные предрас­судки наших соотечественников великорусского племени, то в наших устах стал бы постыдной ложью... клич...: «пролетарии всех стран, соединяйтесь!�».

Это — очень меткая характеристика основного довода за рассматриваемый пункт, настолько меткая, что ее недаром боязливо обходили и обходят «непомнящие род­ства» критики нашей программы. Отказ от данного пун­кта, какими бы мотивами его ни обставляли, на деле означает «постыдную» уступку великорусскому национа­лизму. Почему великорусскому, когда говорится о праве всех наций на самоопределение? Потому, что речь идет об отделении от великоруссов. Интерес соединения про­летариев, интерес их классовой солидарности требуют признания права наций на отделение — вот что признал в цитированных словах Плеханов 12 лет тому назад; вдумавшись в это, наши оппортунисты не сказали бы, вероятно, так много вздору о самоопределении.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 688 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

Форма входа
Поиск
Друзья сайта























Статистика

Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz