Воскресенье, 28.04.2024, 23:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Библиотека Марксизма Ленинизма
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Выпуск 1-О равенстве. [5]
Выпуск 2-ЗАДАЧИ РЕВОЛЮЦИИ. [6]
Выпуск 3-МАРКСИЗМ [11]
Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ [11]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Главная » Статьи » Ленинская Искра

В разделе материалов: 33
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 »

В.И.ЛЕНИН
 
О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги.

С точки зрения теории марксизма вообще, вопрос о праве самоопределения не представляет трудностей. Серь­езно не может быть и речи ни об оспаривании лондон­ского решения 1896-го года, ни о том, что под самоопреде­лением разумеется лишь право на отделение, ни о том, что образование самостоятельных национальных государств есть тенденция всех буржуазно-демократических пере­воротов.

Трудность создает до известной степени то, что в Рос­сии борется и должен бороться рядом пролетариат угне­тенных наций и пролетариат угнетающей нации. Отстоять единство классовой борьбы пролетариата за социализм, дать отпор всем буржуазным и черносотенным влияниям национализма — вот в чем задача. Среди угнетенных наций выделение пролетариата в самостоятельную партию при­водит иногда к такой ожесточенной борьбе с национализ­мом данной нации, что перспектива извращается и забы­вается национализм угнетающей нации.

Выпуск 4-О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ИНАЦИЙ | Просмотров: 584 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.ЛЕНИН

О  ЛИБЕРАЛЬНОМ  ИИ МАРКСИСТСКОМ  ПОНЯТИИ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

ЗАМЕТКА

Ликвидатор А. Ерманский в «Нашей Заре» обрушился с чрезвычайным обилием сердитых слов на мою критику его (и Гушки) точки зрения по вопросу о политической роли крупной торгово-промышленной буржуазии («Просвеще­ние» № 5—7).

Г-н Ерманский бранчливыми выходками и воспомина­ниями о ранее нанесенных «обидах» (в том числе об «обиде», нанесенной г. Дану и К°, неудачно пытавшимся расколоть с.-д. организацию в С.-Петербурге в 1907 году) старается замять действительную суть вопроса.

Но суть теперешнего спора мы все же не позволим Г. Ерманскому замять воспоминаниями о незаслуженных обидах и поражениях ликвидаторов. Ибо теперешний спор касается очень важного принципиального вопроса, который постоянно встает снова и снова по тысяче раз­личных поводов.

Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 1002 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

 (краткий биографический очерк с изложением марксизма .)

Маркс Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г. в городе Трире (прирейнская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем- идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), ко­торые стремились делать из философии Гегеля атеисти­ческие и революционные выводы.

Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 1408 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

(Продолжение)


УЧЕНИЕ МАРКСА

Марксизм — система взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность и цельность его взглядов, дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению главного содержания марксизма, именно: экономического учения Маркса, краткий очерк его миросозерцания вообще.

Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 665 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

(Продолжение)

ДИАЛЕКТИКА

Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку прин­ципа развития, эволюции, они считали односторонней, бед­ной содержанием, уродующей и калечащей действительный ход развития (нередко со скачками, катастрофами, рево­люциями) в природе и в обществе. «Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе за­дачу спасти» (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) «сознательную диалектику и перевести ее в материалистическое понимание природы». «Природа есть под­тверждение диалектики, и как раз новейшее естество­знание показывает, что это подтверждение необыкновенно богатое» (писано до открытия радия, электронов, превра­щения элементов и т. п.!), «накопляющее ежедневно массу материала и доказывающее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а не метафизически».

Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 666 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

(Продолжение)

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

Сознание непоследовательности, незавершенности, одно­сторонности старого материализма привело Маркса к убе­ждению в необходимости «согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соот­ветственно этому основанию». Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в примене­нии к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из обществен­ного бытия. «Технология — говорит Маркс («Капитал», I) — вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений». Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в преди­словии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах:

Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 587 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)


В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

(Продолжение)

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Что стремления одних членов данного общества идут в разрез с стремлениями других, что общественная жизнь полна противоречий, что история показывает нам борьбу между народами и обществами, а также внутри них, а кроме того еще смену периодов революции и реакции, мира и войн, застоя и быстрого прогресса или упадка, эти факты общеизвестны. Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажу­щемся лабиринте и хаосе, именно:  теорию классовой борьбы._ Только изучение совокупности стремлений всех членов данного общества или группы обществ способно привести к научному определению результата этих стрем­лений. А источником противоречивых стремлений является различие в положении и условии жизни тех классов, на которые каждое общество распадается.  «История всех до сих пор существовавших обществ, —- пишет Маркс в «Коммунистическом Манифесте» (за исключением истории пер­вобытной общины — добавляет впоследствии Энгельс),— была историей борьбы классов.
Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 817 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

(Продолжение)

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было: Т (товар) — Д (деньги) — Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наоборот, Д — Т — Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Факт этого «роста» денег в капиталистическом обороте общеизвестен. Именно этот «рост» превращает деньги в капитал, как особое, исторически определенное, общественное отношение про­изводства. Прибавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения, ибо оно знает лишь обмен экви­валентов, не может возникнуть и из надбавки к цене, ибо взаимные потери и выигрыши покупателей и продавцов уравновесились бы, а речь идет именно о массовом, сред­нем, общественном явлении, а не об индивидуальном. Чтобы получить прибавочную стоимость, «владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости», такой товар, процесс потреб­ления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. И такой товар существует. Это — рабочая сила человека.
Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 815 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И. ЛЕНИН

 КАРЛ  МАРКС

(Продолжение)

СОЦИАЛИЗМ

Из предыдущего видно, что неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед все более и более быстро и проявляющееся за те полвека, которые прошли со смерти Маркса, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, — вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Интеллек­туальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый са­мим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти проле­тариатом («диктатура пролетариата»). Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества, к «экспроприации экспроприаторов». Громадное повышение производитель­ности труда, сокращение рабочего дня, замена остатков, руин мелкого, примитивного, раздробленного производ­ства коллективным усовершенствованным трудом — вот прямые последствия такого перехода. Капитализм окон­чательно разрывает связь земледелия с промышленностью, но в то же время своим высшим развитием он готовит новые элементы этой связи, соединения промышленность с земледелием на почве сознательного приложения науки и комбинации коллективного труда, нового расселения человечества (с уничтожением как деревенской забро­шенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских масс в больших городах).
Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 608 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

В.И.ЛЕНИН

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА
 
 
Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизо­ванном мире величайшую вражду и ненависть всей бур­жуазной (и казенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме нечто вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казен­ная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не сле­дует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.
Но этого мало. История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения вели­чайших представителей философии, политической эконо­мии и социализма.

 

Выпуск 3-МАРКСИЗМ | Просмотров: 1756 | Добавил: bml | Дата: 10.12.2007 | Комментарии (0)

Форма входа
Поиск
Друзья сайта























Статистика

Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz